Занимайтесь любимым делом!

Если бы Асель Кенеева послушала своего папу, ученого, и ушла в науку, то не было бы у нас сегодня стильной кофейни, тортов и сладостей незабываемого нежного вкуса, а также другой выпечки, где каждое изделие словно произведение искусства. Работу экономиста в нефтегазовом секторе Асель сменила на фартук,  и, засучив рукава, создала собственный бренд и репутацию успешной бизнес-леди. Сегодня она – владелица арт-кондитерской "Sweets" в Алматы, новой линии "Sweets Eclair", где используют только натуральные ингредиенты, создательница «сладкой» линии Mak для масс-маркета, а в прошлом – научный сотрудник и хозяйка столовых и ресторанов.  Асель вместе с мужем начинала бизнес в студенчестве в суровые 90-е годы, когда каждый выживал как мог. В 18 лет, после женитьбы, будучи студенткой, вместе с супругом открыли буфет в нархозе. После занятий Асель приходила домой и начинала печь пирожки, блинчики, тортики. Первый опыт был очень ценен, тогда научилась рассчитывать себестоимость и закуп продуктов.

- Почему решили открыть буфет? Что вами двигало? 
- Мы были молодоженами, жили с родителями мужа и хотели подзаработать немного денег. Это было увлекательное время. Помню, тогда один пирожок стоил 7 тенге. Ведь для студентов нужно было готовить доступно, вкусно и сытно. Наше заведение проработало около года, а потом я ушла в декрет.
 
- Когда вы занялись настоящим бизнесом?
- После окончания университета проработала в нефтегазовой компании научным сотрудником около 4 лет. Но потом ушла в декретный отпуск  уже с дочерью. Вскоре поступило предложение открыть столовую в бизнес-центре, это был новый проект, где предстояло сделать все от А до Я. Это был своего рода вызов, проверка на прочность. В итоге я не стала возвращаться на работу, а с головой ушла в систему общественного питания. Стала открывать столовые в бизнес-центрах (одно время их было сразу восемь за три года работы в этом направлении плюс круглосуточный бар). За это время научилась многим премудростям, получила колоссальный опыт. Иногда приходилось собственноручно готовить, замещать поваров, пекарей, кассира или стоять за раздачей еды. Училась на своих ошибках. Конечно, в этом бизнесе легче, когда начинаешь с самых низов: официантом, барменом или поваром. 
 
- А как ваш муж относился к вашим занятиям бизнесом? Важна ли поддержка мужа?
- Супруг меня всегда поддерживал и верил в меня, считал, что у меня все получится. Я думаю, это очень важно. Если у вас есть мечта, стоит попробовать ее осуществить. Даже если у вас не получится, у вас будет этот опыт и в будущем не будете жалеть о том, что не сделали.


 
- Было ли вам трудно как женщине с самого начала раскручивать свой бизнес?
- Трудности есть всегда, но это не главное. Не стоит сдаваться при первой неудаче, ведь это опыт и рост. Я считаю, что из женщин получаются хорошие бизнесмены. Я вообще за то, чтобы дамы не сидели дома, ходили на работу, развивались, занимались любимым делом. Помню, перед открытием нового проекта очень сомневалась и стала советоваться с подругой. Она поддержала меня и сказала, что мои дети обязательно оценят это в будущем и будут мной гордиться. Меня это вдохновило. И помню, когда мы открыли ресторан GQ Asia bar, мой сын, которому было около 11 лет, сказал мне, что он гордится мной. Это была лучшая похвала и награда за мои труды и усердие. 
 
- А как вы от столовых перешли на ресторан?
- Во время управления столовыми я открыла первый бар, где получила совсем иной опыт, поскольку это было круглосуточное заведение со спиртными напитками. В это же время на тренинге я познакомилась со своим будущим партнером по бизнесу Кайратом Улыгбековым, который меня многому научил именно в профессиональном плане. Вместе мы создали совместный проект GQ Asia bar. После четырех лет работы мы продали долю и вышли из проекта. 
 
- Легко ли было открывать кондитерскую, имея такой опыт? Как долго вы искали концепт?
- Мечта моего детства – открыть кондитерскую. Весь предыдущий опыт способствовал открытию именно в это время. В поисках идеи мы съездили в Италию, Францию, другие страны. Общались с большим количеством профессионалов, кондитеров. Мне очень нравятся старинные заведения с историей и традициями, которые открывались несколько столетий назад и действуют до сих пор. Мне бы хотелось повторить их опыт. В итоге я остановила выбор на американском концепте, где все такое красивое, милое, вкусное, домашнее. На создание кондитерской Sweets, от зарождения идеи и до открытия, ушло полтора года. 

- Чем ваши изделия отличаются от продукции конкурентов? Как вы относитесь к конкуренции? 
– К конкуренции я отношусь хорошо, без нее невозможны рост и развитие. Мы стараемся удивлять клиента. Каждый торт – это проект, в котором могут воплотиться мечты и фантазии клиента. В создании торта мы можем использовать и огни, и музыку, и даже часовые механизмы. Но самое главное – мы используем только натуральные продукты и никаких кондитерских смесей. В нашей кондитерской есть открытая кухня, где каждый посетитель видит, из чего и как все готовится. Когда натурально и качественно, то и вкус становится лучше. Я считаю, что торт – это кульминационный момент праздника, он должен быть красивым и запоминающимся. В общем, мы за творчество и фантазию, а это главные аспекты успеха, когда команда четко понимает, куда стремиться и расти.

- Как вы считаете, сколько времени требуется на открытие бизнеса?
– Все зависит от вашей идеи. Сейчас в условиях Интернета и соцсетей можно открыть бизнес и за месяц. По-другому обстоят дела в общепите. Здесь, конечно, потребуется больше времени на подготовку и поиск высококвалифицированного персонала, разработку концепта. 

- В чем секрет вашего успеха?
– В кондитерском деле после отработки десерта и утверждения его все должно быть точно выдержано в граммах и времени приготовления, здесь не может быть ошибок. Секрет нашего успеха кроется в любви и страсти к делу, которым я занимаюсь.

- Согласны ли вы с тем, что в казахстанском бизнесе должно быть больше женщин?
– Женщины на самом деле могут многое, главное – найти любимое дело и не бояться. Зачастую ее останавливают страхи и неуверенность. 

- Можно ли начать собственное дело в Казахстане без привлечения больших инвестиций? 
- Сейчас хорошее время для открытия собственного дела: рынок у нас молодой, его еще развивать и развивать. Считаю, что у нас большой потенциал. Появилось больше источников для финансирования, возможностей, разных идей для бизнеса. Если вы решили заниматься своим делом, не сворачивайте с пути, сфокусируйтесь на нем, не распыляйтесь. 

- Что вы еще посоветуете всем, кто мечтает открыть собственный бизнес?
– Главное, все должно идти от сердца. Бизнес, в который вы вкладываете душу и любовь, всегда принесёт свои плоды.

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь